Педагог, вдохновляющий учеников на успех
На классном часе мы говорили о важности профессии учителя, рассуждали о том, что случилось бы, если не было учителя, и могут ли роботы заменить его. Все ребята пришли к единому мнению, что никакой робот не заменит настоящего учителя, ведь только настоящий может дарить детям любовь, окружить их заботой и пониманием, увлечь интересным делом. Нам, конечно же, захотелось взять интервью у преподавателей нашей школы. Сегодня наша беседа с учителем русского языка и литературы Ларисой Александровной Павловой.
- Добрый день, Лариса Александровна. Расскажите откуда Вы родом? Где учились? Первое место работы? С какого времени преподаете в МОУ «СОШ МО пос. Михайловский»?
-Я родилась в Ивантеевке, но детство и школьные годы прошли в п.Тургеневский Пугачевского района. В 1994 году окончила Энгельсское педагогическое училище и пришла работать учителем начальных классов в небольшую школу п. Пугачевский. Всегда была мечта стать учителем-филологом, поэтому спустя время поступила в педагогический институт СГУ им.Н.Г. Чернышевского. Долгие годы работала в МОУ «СОШ № 1 г. Пугачева им. Т.Г.Мазура», а в сентябре 2018 года судьба привела в п. Михайловский.
- Всегда ли Вы хотели быть школьным учителем? Что привлекло Вас в этой профессии?
- Этот вопрос часто задают учителю. И мне легко на него ответить: никогда не видела себя в другой профессии. Лет с пяти я уже играла в школу, где учениками были мои куклы или соседские ребятишки.
- Кого Вы считаете своим главным наставником - учителем?
- Да, такой человек есть. И буквально недавно я своим ученикам рассказывала о своей учительнице русского языка и литературы, классной руководительнице Масловской Марине Александровне. С благодарностью вспоминаю ее интересные уроки и литературные вечера.
- Лариса Александровна, о чем Вы думали, идя на свой первый урок?
- Вряд ли я сейчас вспомню, о чем я думала тридцать лет назад, собираясь на свой первый в жизни урок. Но я точно могу сказать, что с тех пор каждый день перед началом учебного дня я думаю о том, насколько интересен и понятен будет тот материал, с которым предстоит знакомство.
- Как вызвать у ученика интерес к учебе?
- В первую очередь, это создание ситуации успеха. Ребенок должен почувствовать, что у него получается. Такие эмоции окрыляют, помогают двигаться вперед.
- Что самое важное в профессии учителя?
- Дарить себя детям! А еще, на мой взгляд, быть ответственным, искренним, порядочным и интеллигентным. Учитель должен всегда верить в ученика, верить в его успех, видеть в нем только лучшее. И конечно же, сейчас недостаточно владеть только твердыми (профессиональными) навыками. Нужны гибкие: например, креативность, способность к постоянному обучению. Ведь учитель должен быть всегда новым, а потому интересным.
- Какие книги из школьной программы Вы бы исключили? Какие добавили?
- Однажды я эти же вопросы задавала ученикам, в результате чего родился целый проект. Удивительно, что никто из школьников, ни пятиклассники, ни одиннадцатиклассники, не пожелали исключать произведения из учебников литературы. Лишь некоторые произведения предложили изучать ребятам постарше. И я с ними согласна.
- Вы успеваете следить за современной литературой, какие книги вам нравятся?
- Я стараюсь читать книги современных авторов. Особенно обращаю внимание на подростковую литературу. Бывает, что читаю по рекомендации своих учеников. Так, например, когда-то я прочитала роман Маркуса Зусака «Книжный вор». А ребятам я бы рекомендовала произведения Н. Дашевской, Е. Пастернак, А. Красильщик, Т. Михеевой, С. Лубенец. А современную прозу люблю за иронию и интертекстуальность. С удовольствием читаю Л. Петрушевскую, Л. Улицкую, Т. Толстую, Е. Гришковца, Ю. Буйду
- С героем какого произведения Вы себя ассоциируете?
- В школьные годы меня покорил образ Павки Корчагина, его твердая воля и самоотверженность. И все-таки я Татьяна Ларина.
- Лариса Александровна, с каким девизом Вы идете по жизни?
- Девиз? Не знаю. У меня много принципов, которых я придерживаюсь. Это дисциплинирует. Спасает от обывательства, пошлости. Люблю слова И. Талькова из его дневника:
«Нужно бороться с собой.
Борясь — побеждать.
Победа — самоутверждение.
Самоутверждение — сила,
Помогающая отыскать единственно
Верный путь к своему счастью».
Никогда себя ни с кем не сравниваю. Только с собой.
- Что учителя обычно делают в каникулы?
- Работают…) Для меня летние каникулы – это время саморазвития. Обязательно прохожу какие-нибудь полезные курсы или посещаю мастер-классы. Много читаю или просто слушаю аудиокниги. В этом мне помогает электронная библиотека Яндекс Книги.Что-то интересное фиксирую в блокнот или в заметки телефона. Нравится путешествовать, потому что это еще один способ узнавать что-то новое. А еще я люблю каникулы за встречи со своими бывшими учениками.
- Есть ли у Вас хобби? Хватает ли на него времени?
- Не уверена, что у меня есть какое-то хобби, кроме чтения книг. Это, скорее, увлечения. Вокруг столько всего интересного, что хочется попробовать все. Когда-то я вязала крючком, плела макраме, вышивала. Из последних своих увлечений могу назвать леттеринг (искусство рисовать буквы). К сожалению, времени для такого творчества почти нет. Но мне нравится генерировать идеи. В этом моя маленькая суперсила.
- Как Вы считаете, социальные сети – зло современной реальности? Общаетесь ли там с ребятами, лайкайте их посты, может?
- Уверена, что социальные сети не абсолютное зло. Более того, я активный пользователь«ВК» и «Телеграм». Это пространство для общения, в первую очередь, с учениками нынешними и бывшими. Это возможность предлагать домашние задания в новом формате. Это площадка для размещения учебного материала. И это еще не полный список полезностей. Так что социальные сети – это образовательный инструмент. Главное, чтобы школьники умело им пользовались.
- Ваши пожелания родителям и своим ученикам?
- У меня самые яркие, талантливые ученики-одиннадцатиклассники и замечательные неравнодушные родители. Этот учебный год для каждого из них станет непростым, требующим от первых большого усердия, от вторых – мудрости. Хочется, чтобы этот год стал для ребят и взрослых добрым, а задуманное исполнилось.
- Лариса Александровна, большое спасибо за интересное интервью. На дворе осень, но мы желаем, чтобы в вашей душе было солнечно и тепло, чтобы в вашем сердце не было непогоды. Не грустите, что прошло лето и Вам предстоит трудная и ответственная работа. Пусть в классе всегда будет отличная погода, над головой у вас - ясно, за партами - штиль, у доски не бушуют бури, атмосфера солнечная и доброжелательная. Пусть ваш труд окупится нашими отличными оценками. Пусть работа вам приносит радость, а дома у вас царят счастье и уют.
Беседу вели участники кружка «Юный корреспондент» Дарья Егорова и Кристина Серватова.
Фото Л.А. Павловой